Челябинская областная детская клиническая больница

государственное бюджетное учреждение

здравоохранения

Многоканальный 8 (351) 260-74-73

Поликлиника 8 (351) 731-69-27, 731-69-47, 260-96-08

Плановый и экстренный приемный покой 8 (351) 260-74-03

Платные услуги 8 (351) 729-34-16, 731-69-56, 8 (919) 123-12-17

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Здоровье детей Южного Урала - наша забота!

Плоскостопие: мифы и правда о «взрослой» болезни

Всякий младенец - образец плоскостопия. Но у некоторых детей нога так и не развивается. Почему? Как распознать и вылечить болезнь? И что значит «правильная» обувь?

Стопа младенца практически плоская. Такой она остается до трех лет. Выемку маскирует жировая подушечка. Мышцы и связки у малышей также еще слабы. Но со временем стопа меняется: ее средняя часть поднимается вверх, образуется изгиб. Это - амортизатор скелета при ходьбе, беге и прыжках.

Самый простой способ определить плоскостопие - обмакнуть ножку в гуашь и поставить на лист бумаги. Какой получился отпечаток? Если след в форме «боба» – можно не переживать. У здоровых деток так быть и должно: свод стопы немного приподнят. А вот это уже тревожный звоночек - стопа отпечаталась целиком. Ну, а если ребенок еще и устает при ходьбе – срочно идите к врачу-ортопеду.

Окончательно свод формируется к 12 годам. До этого возраста стопа недоразвита, с признаками плоскостопия. А значит, серьезного отклонения в развитии нет.
Косвенные признаки плоскостопия: ребенок при ходьбе выворачивает носки наружу, то есть косолапит или наступает на внутренний край стопы.

Окончательно свод формируется к 12 годам. До этого возраста стопа недоразвита, с признаками плоскостопия. А значит, серьезного отклонения в развитии нет.

Александр Семенов, врач травматолог-ортопед:

– Ребенку только исполнился год, а мамы тревожатся, жалуются на плоскую стопу у ребенка. Врач должен объяснить родителям, что это физиологическое плоскостопие, которое не требует лечения. Кроме того, существует «мобильное плоскостопие». Оно появляется у детей в 5-6 лет. Как его определить? В обычном положении стопа кажется плоской, но если ребенка посадить или поставить на цыпочки, мы увидим, что своды есть. И третье понятие – непосредственно плоскостопие – когда своды не появляются ни сидя, ни лежа, ни на цыпочках. Вот это уже болезнь, которую придется лечить.

Что делать, если диагноз «плоскостопие» подтвердился? Врачи рекомендуют лечебную физкультуру, массаж и специальную обувь. Точно по размеру, из натуральных материалов, обязательно с четкой фиксацией на ноге, и, конечно, с небольшим каблучком.

Запомните, обувь может как помочь, так и навредить. Если жесткий задник высокий, он заблокирует работу голеностопного сустава.

Обувь может как помочь, так и навредить ногам ребенка.
Александр Семенов, врач травматолог-ортопед:

– Нужна анатомически правильная обувь – профилактическая, в отличие от ортопедической. Разница – в высоте запятника, при банальном уплощении достаточно анатомически правильной обуви.

Характеристики анатомически правильной обуви:

жесткий задник, который хорошо фиксирует ножку малыша;
круглые мыски;
рессорный супинатор;
гибкая в середине подошва – в том месте, где анатомически сгибается нога.
Кроме специальной обуви при плоскостопии помогут ортопедические стельки. Если ребенок жалуется на боль при ходьбе, супинаторы необходимы. Однако назначить их может лишь врач – после осмотра.

Александр Семенов, врач травматолог-ортопед:

– Для профилактики плоскостопия необходимо раз в год показывать ребенка ортопеду. А также делать специальные оздоровительные упражнения. Заставляйте малыша ходить на пяточках и носочках. Если ребенку уже исполнилось 6 лет, у него плоская стопа, которая его особо не беспокоит, требуется анатомически правильная обувь. Кроме того, можно посоветовать ортопедические стельки, которые вставляются в обувь с жестким запятником.

Итак, повторим главные тезисы:

1.​ До 5-6 лет плоскостопие не считается болезнью. Стопа только формируется.

2.​ Мышцы, связки, своды стоп надо укреплять. Для этого малыш должен много двигаться, особенно по неровным поверхностям. Варианты самые разные: песок, галька, газон, горки и шведские стенки, наконец, специальные ортопедические коврики.

Главное, не переоценивайте возможности своего малыша, учитывайте его индивидуальные возможности. И тогда он будет здоров и счастлив!

Лечим кашель правильно

Лающий, надсадный, затяжной, глухой, горловой… И это все о кашле! Как лечить детский кашель? Чем кормить и поить? Как делать ингаляции?

Если малыш начал покашливать, значит, его организм атакуют опасные вирусы. Носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие - вот путь наступления инфекции. Детскому организму трудно остановить агрессоров, и они быстро спускаются вниз, к легким. Поэтому небольшой насморк может трансформироваться в кашель, затем в трахеит, бронхит и даже пневмонию.

- Наша задача - нейтрализовать инфекцию, то есть снять воспаление, - говорит Елена Синицына, врач-педиатр, пульмонолог Челябинской областной детской клинической больницы. – И перевести кашель из сухого во влажный. При разном характере кашля, конечно, мы назначаем разное лечение, да и сам характер кашля меняется в течение болезни: начинается с сухого кашля, затем он становится более надсадным, затем переходит во влажный. Ларингит отличается тем, что есть осиплость голоса, сухое покашливание. Чем он страшен? Может произойти отек гортани, и тогда необходима экстренная помощь.
Что же делать? Во время приступов кашля усадить малыша, подложить под спину подушку. Поить ребенка как можно чаще, питье должно быть теплым, а не горячим. Подойдут морсы, травяные чаи.

Проверенное народное средство: теплое молоко, мед и минеральная вода, но предварительно нужно все-таки убедиться, что у ребенка нет на них аллергии. Замешивать этот коктейль непосредственно перед тем, как предложить малышу.

Еще одно важное правило: ничего острого, кислого или соленого в детском меню. Все блюда должны быть нейтральными, чтобы дополнительно не раздражать слизистую.

Детям постарше при резком, сухом, лающем кашле врач обычно назначает препараты на основе термопсиса, алтея. Хорошо полоскать горло отварами шалфея, зверобоя, мать-мачехи. И делать ингаляции, но при этом важно строго соблюдать правила, рассказываем какие.

- Дома можно пользоваться и компрессорными, и лазерными ингаляторами,- советует эксперт. - Но мы не рекомендуем использовать масляные растворы, травы, ведь неизвестно, как отреагирует на них организм, не вызовет ли это ухудшений, аллергической реакции. Лучше всего делать ингаляции с физраствором, это давно признанный способ облегчить течение болезни: такие ингаляции увлажняют слизистую оболочку, улучшают отхождение мокроты, помогают перевести кашель из сухого во влажный, это главная задача при лечении кашля, и таким образом ускорить процесс выздоровления. Ингаляции с физраствором можно проводить детям любого возраста, даже новорожденным. И физраствор можно использовать как самостоятельно, так и в качестве основы для разведения ингаляционных смесей, с растворенными в нем лекарствами - муколитиками- которые назначает врач.
Ингаляции нельзя проводить малышу во сне: все лекарство останется у него во рту, не дойдет до легких.

Прогулки малышу нужны, если у него, конечно, нет температуры: свежий воздух вентилирует дыхательные пути, но холодный воздух может лишь усугубить проблему. Поэтому идеальное время для прогулок - тихий солнечный день. Если температура ниже +5 градусов, или на улице влажно, или дует ветер, лучше остаться дома. Время прогулки регламентировано - не больше 20 минут, при этом старайтесь, чтобы малыш и не бегал, и не сидел на месте, иначе кашель только усилится.

Если после простуды или гриппа кашель не проходит еще в течение недели, особенно если вдох и выдох сопровождаются свистом и хрипами, обязательно нужно, чтобы ребенка послушал врач и исключил вероятность воспаления легких.

Памятка по гриппу

Во многих территориях  Челябинской области отмечен рост заболеваемости ОРВИ.

Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих.

Одни болеют гриппом несколько дней, а другие дольше и с тяжёлыми осложнениями. Всего существует три типа вируса гриппа, которым свойственна бесконечная изменчивость, при этом защитить себя от гриппа и его последствий — в силах каждого.

 Памятка по гриппу

И дольше суток длится боль

Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце. Но периодическая головная боль, особенно резкая – это опасный симптом. Итак, будьте внимательны!

Где болит? Где-то от бровей до затылка. Как? Неприятные ощущения. Что испытывает ребенок? Усталость, нарушение сна.

Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

- Выяснить жалобы у детей - это целое искусство, особенно если они еще не умеют говорить. Мы ориентируемся на микропризнаки: ребенок быстро устает, часто прикладывается к маме головкой. Если на этом фоне появляется беспричинная рвота, то, как правило, ситуация серьезная, нужно обратиться к неврологу.

Настоящая головная боль, в прямом и переносном смысле – это школа. Если в младших классах на нее жалуется каждый пятый, к старшим классам - почти 85% учеников. Она отличается от «взрослой»: приступы короче, боль, как правило, двухсторонняя, часто сопровождается резями в животе.

Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

- Головная боль появляется у детей школьного возраста, первый всплеск - в 7-8 лет, когда дети идут в школу. Это связано с напряжением, повышенными нагрузками, новым образом жизни, изменением режима. Вторая группа - дети-подростки. У них головная боль связана с гормональными изменениями и вредными привычками, прежде всего, компьютерными играми.

Самая частая – головная боль напряжения. Ее причина – обычный стресс. Психическое перенапряжение сопровождается сокращением мышц головы и сосудов. Ощущение такое, как будто надели тяжелый шлем. Голову сжимает и сдавливает.

Бывает и так: ребенок неудобно сидит за столом, голова по отношению к телу занимает неправильное положение. К чему приводит? Нарушается кровообращение мозга. Тогда голова болит в лобной и затылочной области.

Источником боли могут стать аденоиды, насморк, а также проблемы со зрением. Например, если очки у ребенка подобраны неправильно.

Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

– Для каждой головной боли существует определенный перечень характеристик: время возникновения, характер боли, интенсивность. Одно дело, если ребенок сказал, что болит голова и побежал играть в футбол, другое – выключил телевизор и свет, сам лег спать.

При общении с врачом будьте готовы ответить на вопросы:

Как давно появилась боль?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лоб, виски)?
Какая она по силе (интенсивная, легкая, средняя)?
Сколько длится приступ по времени?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Что вызывает головную боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

– Невролог обязательно выяснит: как ребенок учится, какие у него реальные успехи. Иногда боль возникает на фоне стремления к совершенству. Случается, что причиной недуга становится увлечение компьютером.

Как лечить боль? Острый приступ снимают лекарства. Самостоятельно ребенку можно дать только один препарат – ибупрофен. Подросткам – таблетку, малышам – суспензию или свечи «Нурофен». Доза препарата зависит от веса (расчет дозы: на 1 кг веса – 5 миллиграмм препарата).

Профилактика – препараты-ноотропы, которые улучшают питание головного мозга. Но самое эффективное – правильный распорядок дня, спокойный сон, прогулки и положительные эмоции.

Ходунки и прыгунки: друзья или враги?

Что думают о них челябинские ортопеды: плюсы и минусы популярных приспособлений. Как не навредить малышу? Правила безопасности

В СССР их сняли с производства: было установлено, что они закрепляют неправильное положение стоп и тазобедренных суставов. В Канаде их изъяли из продажи: якобы для малышей они представляют серьезную опасность. Но спустя полвека они снова завоевывают мир. Ходунки и прыгунки, яркие, забавные, такие удобные.... Друзья или враги вашему малышу?

Здоровье и развитие малыша напрямую зависит от того, как много и разнообразно он двигается, и какие эмоции при этом испытывает. Лучше всего — на руках у мамы: можно вертеть головой, трогать ручкой, пробовать на зуб.... Но, увы, руки маме нужны для массы других дел. И кажется удачным решение купить специальное приспособление, которое и маму освободит, и ребенка развлечет. Так в доме появляются ходунки.

Детские ходунки — устройство, которое позволяет малышу передвигаться без родительской помощи. Это рама на колесах, внутри которой укреплено специальное «седло» для ребенка. Ребенок сидит в этом седле и ездит по квартире, отталкиваясь ногами от пола.

— У ходунков есть свои плюсы и минусы, — утверждает Александр Семенов, врач травматолог-ортопед ЧДОКБ.- Плюсы в основном есть для мамы: у нее свободны руки, она отдыхает от малыша. А для ребенка все-таки больше минусов — постановка в ходунки влияет на постановку ноги, ребенок в ходунках отказывается ходить самостоятельно, не учится ползать, ему и без того комфортно, ходунки его поддерживают. Но с медицинской точки зрения это неправильно.
Итак, с одной стороны, ходунки открывают малышу новый мир, переводят из горизонтального положения в вертикальное, что, конечно, положительно сказывается на его интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ходунки удовлетворяют потребность ребенка в движении и при этом не позволяют дотягиваться до опасных предметов, защищают от острых углов и падений. Но в этих плюсах скрыты и минусы: не научившись правильно падать, малыш не научится группироваться при падении, защищать голову от удара. Не учится он и осторожности, потому что не ощущает боли, налетев на стенку или на угол. В будущем эти «неумения» могут привести к серьезным травмам. Ходунки отрицательно влияют и на функцию мозжечка: привыкая к опоре, малыш не учится держать равновесие. И когда потом начинает ходить самостоятельно, частенько заваливается и падает. Наконец, длительная нагрузка на неокрепшие ножки может привести к их деформации, а перенапряжение мышц спины — постоянное вертикальное положение и невозможность самостоятельно его менять — к искривлению позвоночника.

— Когда родители долго держат ребенка в ходунках, он начинает ходить на носочках, а это неправильное положение стопы,- отмечает эксперт.- Поэтому, если родители хотят поставить малыша в ходунки, им нужно помнить, что ходунки можно использовать с 6 месяцев, причем к этому моменту ребенок должен самостоятельно сидеть и держать спинку. Время, которое можно провести в ходунках без вреда для здоровья малыша-в среднем до 40-60 минут в сутки. И конечно, приучать к ходункам ребенка нужно постепенно, начиная с 3-5 минут.
В ходунках не теряйте малыша из вида. Ходунки могут застрять в дверном проеме, а при переходе с одного напольного покрытия на другое, например, с линолеума на ковер, конструкция может перевернуться вместе с малышом. И это гораздо опаснее, чем если бы ребенок упал сам. Между прочим, ребенок способен развивать в ходунках приличную скорость: до 10 км/час! Поэтому к выбору ходунков нужно отнестись очень серьезно.

Идеальные ходунки имеют широкое, устойчивое основание и много колес по периметру, глубокое, широкое сидение с мягким внутренним бампером и высокой жесткой спинкой. Также есть возможность регулировать высоту сидения по росту ребенка.

Еще одно популярное приспособление — прыгунки.

Детские прыгунки- специальное сидение, похожее на рюкзачок-кенгуру, с высокой грудкой, спинкой и пружинящими ремнями. Обычно прыгунки подвешивают в дверном проеме. Малыш висит, касаясь стопами пола, и отталкиваясь ножками, может подпрыгивать на несколько сантиметров.

— К прыгункам у меня более лояльное отношение, — признается Александр Семенов,- это устройство также разгружает маму, но при этом плюсы есть и для самого малыша: прыгунки стимулируют координацию, ребенок в них может отталкиваться от пола, прыгать, поворачиваться, и при этом испытывать много положительных эмоций.

Итак, прыгунки развивают мышцы ног, стимулируют вестибулярный аппарат. Понять, дорос ли до них малыш, несложно. Поставьте ребенка на твердую поверхность, удерживайте под мышки. Если малыш начинает активно отталкиваться от этой поверхности, сгибать-выпрямлять ножки, а происходит это обычно месяца в 4-5, значит, можно знакомить с прыгунками и 15-20 минут жить в свое удовольствие. Претензии к прыгункам практически те же самые: нарушения мышечного тонуса, сдавливание промежности при неправильном подборе конструкции. Кроме того, в прыгунках ребенок отталкивается от пола сразу двумя ногами, и потом, начиная ходить самостоятельно, пытается делать то же самое. И часто падает.

При выборе прыгунков обратите внимание на сидение: оно должно быть глубоким, в идеале фиксировать ребенка до подмышек, иметь жесткую ортопедическую спинку. «Прыжковые» возможности зависят от вида ремней, которые крепятся к сиденью. Оптимальный вариант — ремни соединены с пружиной, регулируются по длине.

Несмотря на все минусы, ходунки и прыгунки нравятся и маме, и малышу — это интересная новая игрушка, с помощью которой можно изучать мир. Главное держать ребенка в поле зрения, соблюдать технику безопасности и следить за временем. Но главным критерием продолжительности использования ходунков и прыгунков должно быть настроение малыша. Если он устал, закапризничал, значит, пора переходить к другим занятиям.

Всемирный День здоровья.

Всемирный День здоровья отмечается ежегодно 7 апреля и посвящается одной из актуальных проблем здравоохранения всего мира. Темой этого года был выбран сахарный диабет. И это сделано не случайно, поскольку эпидемия диабета стремительно разрастается и становится одной из самых актуальных медико-социальных проблем в мире.

Cахарный диабет


Что съесть на завтра

Как надо кормить ребёнка, чтобы не раскормить? Какие продукты обязательны в рационе, а какие детям нельзя? Наши специалисты - о правильном меню для малыша.

Любой, даже самый маленький человечек, зависим от внешних факторов. Генетика - только 20 % здоровья. Остальное - это образ жизни и питание.

Дмитрий Сорокин, заведующий отделением гастроэнтерологии Челябинской областной детской больницы:

- Если мы не отладим питание, ребенка не вылечим. Все мероприятия начинаем с правильного, диетического питания. Не забывайте, что детский организм требует более калорийной пищи, насыщенной белками и витаминами.

Основной источник белка - молочные продукты. Так что пусть малыш налегает на творог, кефир, простоквашу и йогурты. Они спасительны для микрофлоры кишечника, повышают аппетит. Куриные яйца также полезны. Но малышу до года следует давать только желток, белок может вызвать аллергию. Вареный желток лучше растереть и добавить в кашу.

И главное – не делайте из ребенка вегетарианца! Запомните, мясо необходимо! В особенности говядина, нежирная свинина, телятина, мясо курицы, индейки и кролика.
И главное – не делайте из ребенка вегетарианца! Запомните, мясо необходимо! В особенности говядина, нежирная свинина, телятина, мясо курицы, индейки и кролика.

Дмитрий Сорокин, заведующий отделением гастроэнтерологии Челябинской областной детской больницы:

- Питание должно быть 5-разовым, желательно еще два перекуса. В идеале - 7-разовое питание. Причем, важное правило: основной прием пищи приходится на первую половину дня: завтрак- 25%, обед-50% и еще 25% - на полдник и ужин.

Залог здоровья - питательный завтрак. Он «подзаряжает» организм энергией. Полезный завтрак - это каша: геркулесовая, рисовая, манная.

А вот на ужин – что-нибудь легкое. И обязательно за несколько часов до сна! Иначе мылыш будет капризничать, беспокойно засыпать.

И еще. Любящим родителям важно запомнить: никакого принуждения! никакого откармливания! Если отказывается есть – значит организм не испытывает потребности. Если малыш не хочет чего-то конкретного – значит, этот продукт ему не нужен!

Что категорически запрещено? Ограничивать, наказывать за еду, говорить, «если не съешь, останешься без игрушки, прогулки или мультиков». Лучше придумайте, как забавнее оформить блюдо. А еще правильнее, приготовить что-то эдакое вместе с ребенком. Сделанное своими руками съедается гораздо быстрее!

Боль в животе - признак того, что печень не справляется с работой. Из меню немедленно исключите все жареное, соленое и острое. Улучшит вкус блюд лавровый лист или ароматный корень петрушки.

Если расстройство пищеварения – откажитесь от черного хлеба, капусты и свеклы. Они усиливают брожение в кишечнике. Предложите ребенку сухарики, рис, жидкие каши. Особое внимание уделите питьевому режиму: при рвоте, поносах происходит обезвоживание организма. Восстановиться поможет морс или компот из сухофруктов. Только давайте питье небольшими порциями: грудничкам - по чайной ложке, детям постарше – по две-три ложки, но как можно чаще.

Избрав тактику «не навязывания» еды, нужно помнить главное правило – как можно меньше сладостей и другой вредной «вкуснятины». Не мешайте ребенку быть здоровым!

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА - 7 ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ» (из книги В. Леви «Нестандартный ребенок»)

1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.

3. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.

7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так! Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

Надо ли учить малыша сидеть и ходить? Развиваем кроху правильно

Нормы развития первого года жизни. Так ли уж важно для крохи ползать? Почему ходунки - не выход? Как развивать вестибулярный аппарат малыша?

Первый шаг. Для любой семьи это событие знаменательное, запоминающееся, грандиозное - вступление крохи в «мир взрослых». Конечно, этот шаг был вписан природой в программу развития малыша с первой минуты его появления на свет. Но день и час, когда он будет совершен, каждый ребенок выбирает самостоятельно. Зачем нормы установлены для ребенка, так ли уж важно для крохи ползать, почему ходунки - не выход, как развивать вестибулярный аппарат малыша- об этом расскажем подробнее.

В мамином животе малыш проходит путь, который повторяет эволюцию всего живого на Земле: за 9 месяцев от одноклеточного существа он превращается в человеческого детеныша. Появляется на свет. И тут начинается самый важный этап, на который в свое время природа-матушка тоже потратила массу времени: вертикализация. То есть малыш должен научиться ходить. Конечно, это процесс постепенный, но у врачей есть серьезный список достижений, которыми необходимо овладеть в определенный период времени. Причем свои мышцы карапузы должны развивать по направлению сверху вниз: в 2 месяца - держать голову, в 3 - переворачиваться со спинки на животик, в 6 месяцев - сидеть, в 8-вставать у опоры, к 1 году - ходить.

- Все детки разные, но приблизительные нормы развития все же устанавливаются,- комментирует Вероника Горбунова, врач-невролог ЧОДКБ,- если на полмесяца ребенок отстает от положенного срока это нестрашно, конечно, но все-таки необходимо контролировать, что он развивается правильно.

Но подводить к норме и пытаться «обмануть» несформированную нервную систему – две большие разницы. И если малыш не делает активных попыток садиться в положенный период, «присаживать» его искусственно врачи не рекомендуют.

- Ортопеды категорически против, - отмечает Александр Семенов, врач травматолог-ортопед ЧОДКБ.- Такое стимулирование приводит к негативным последствиям, например, если ребенка присаживать, а он к этому не готов, это может привести к нарушению осанки, сколиозу.

- Если есть ортопедические противопоказания, то в 4-5 месяцев сажать не надо, -подтверждает Вероника Горбунова .- Но должны быть проведены все исследования, необходимо выяснить, почему ребенок не сидит. И тогда с малышом надо заниматься, решать проблему, с помощью массажа, гимнастики, но это определяет только врач.

Хотя способ помочь малышу овладеть навыками сидения есть. Когда малыш к вам тянется, протяните навстречу руки, позвольте обхватить ваши пальцы, осторожно потяните, чтобы он присел на минуту, и положите обратно. Это упражнение укрепляет мышцы спины, но при этом не утомляет ребенка.

Еще один миф - он же повод для гордости- мой ребенок сразу пошел, минуя этапы ползания.

Казалось бы, физиологически малыш, который сидит, уже готов встать и пойти. Но ходьба - это сложное сочетание разных движений. С точки зрения врачей, маленькому организму необходима степень зрелости, которую он достигает только к концу первого года жизни. Способ ходьбы на четвереньках дает малышу 4 опорные точки и возможность тренировать мышцы бедер, укреплять спинную мускулатуру без риска, что сила тяжести будет излишне давить на кости скелета. Кроме того, ползание помогает развивать межполушарные связи мозга. Если эти связи не сформируются, ребенка ждут трудности в обучении. Но и этому способу передвижения ребенка нужно научить.

- Многие мамы не учат детей ползать и они ползают неправильно, по-пластунски, - убеждена наш эксперт. - а надо учить малыша ползать на четвереньках. Как это сделать? Берем большой треугольный платок, один конец просовываем между ножками, два других- подмышками и немного приподнимаем малыша, показываем нужное положение.

Если малыш не поднимается во весь рост, значит, его мышцы и суставы окрепли недостаточно. Если принуждать его встать, хрящевые ткани ступней могут «просесть», так что не нужно торопить события.

Обычно с 8 по 11 месяц жизни малыш будет стараться освоить и закрепить свою новую вертикальную позицию. Как настоящий спортсмен, день и ночь он садится-встает, садится-встает, тренирует мышцы бедер. Постепенно он начинает просто опираться о стену, опускать ручку, чтобы схватить игрушку поблизости. И даже опустить обе руки, чтобы попробовать удержать равновесие. Первое время этот эксперимент заканчивается приземлением на попу, но малыш готов к повторению опыта!

А взрослых подстерегает соблазн ускорить процесс, и они подсовывают малышу ходунки. И кстати, очень часто детям они нравятся. Но ортопеды предупреждают: учиться ходить ребенок должен самостоятельно. Для годовалового малыша падения с высоты собственного роста безопасны, но набивая шишки, падая и поднимаясь, он приобретает чувство равновесия и учится владеть своим телом. В ходунках же он не учится сгибать и разгибать ноги в коленках, принимать вертикальное положение самостоятельно. А кроме того в ходунках малыш стоит на цыпочках, что тормозит формирование правильного положения стопы, напрягает спину, а это грозит сколиозом.

Для уверенности первых шагов малыша можно поддерживать за ручки, но важное правило: нельзя тянуть ребенка вверх, нужно двигаться перед ним, пятясь назад и держа его ручки на уровне груди или поддерживая под локти.

- Когда ваш ребенок начал ходить, нужно посмотреть, как он это делает: не загребает ли ногами при ходьбе, прямые у него ножки или колесом, - советует Александр Семенов.- Вообще в один год следует показаться врачу-ортопеду, это декретированный период.

А вот развивать чувство равновесия у карапуза можно и нужно с первых месяцев жизни. Например, покатать малютку вверх-вниз, направо-налево на большом фитбольном мяче, на животике и на спинке. Можно положив животом на руки, пронести по комнате, изображая самолет, и даже сделать несколько осторожных виражей. А после того, как ребенок научится ходить, регулярно прыгайте с ним на батуте, поддерживая на первых порах и оберегая от старших детей. Прыжки также очень важны для равновесия.

Итак, он сделал первые шаги! Но не спешите заносить этот день в число семейных праздников. Вполне возможно, что маленький герой решит взять паузу, и следующие самостоятельные шаги сделает через несколько дней или даже недель. Не торопите его! А с полным вниманием отнеситесь к индивидуальному графику его развития.