Челябинская областная детская клиническая больница

государственное бюджетное учреждение

здравоохранения

Многоканальный 8 (351) 260-74-73

Поликлиника 8 (351) 731-69-27, 731-69-47, 260-96-08

Плановый и экстренный приемный покой 8 (351) 260-74-03

Платные услуги 8 (351) 729-34-16, 731-69-56, 8 (919) 123-12-17

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Здоровье детей Южного Урала - наша забота!

Направление МСКТ и МРТ с наркозом

В ЧОДКБ открыт кабинет магнитно-резонансной томографии

Эта информативная методика диагностики признана наиболее безвредным, безболезненным и комфортным способом обследования. Метод предоставляет высококачественное изображение глубоких структур головного мозга, патологии которых невозможно дифференцировать иными способами. Посредством МРТ удается выявить патологические изменения на ранних сроках, без чего нельзя провести своевременное и комплексное лечение опасных заболеваний у детей и взрослых. Врачи отдают предпочтение данному методу для диагностики и контроля над ходом терапии различных состояний: при эпилепсии, сбоях метаболического обмена, после черепно-мозговых травм, при новообразованиях головного мозга, сосудистых патологиях и многих неврологических заболеваниях.

МРТ-исследование безболезненно. Во время процедуры ребенку придется неподвижно лежать в течение 20-90 минут, но между каждым сканированием есть короткие перерывы. Во время процедуры ребенок услышит повторяющиеся звуки, которые в норме производит аппарат. На ребенка можно надеть наушники, чтобы он слушал музыку, или беруши, при этом он будет иметь доступ к кнопке вызова в случае, если почувствует себя нехорошо. В случае медикаментозной седации к ребенку подключается прибор, контролирующий пульс, частоту дыханию и уровень насыщения крови кислородом. Если во время проведения исследования ребенок замерз, его можно укрыть одеялом. Для выявления некоторых заболеваний ребенку могут ввести контрастное вещество. Это совершенно безболезненно, и способствует контрастированию кровеносных сосудов, позволяя врачам детально их рассмотреть. Контрастное вещество, используемое при проведении МРТ, безопасно, и аллергические реакции на него крайне редки. Перед введением контрастного вещества лаборант спросит, отмечалась ли у Вашего ребенка прежде аллергия на какие-либо лекарства или еду.

Преимущества и недостатки МРТ под наркозом

Для максимальной точности диагностического исследования необходимо соблюдение неподвижности и постоянного положения тела. Так как малышу довольно трудно пребывать в неподвижной позе в течение продолжительной по времени процедуре, а диагноз невозможен без МРТ, единственный шанс получить качественные данные – выполнить процедуру под наркозом.
Применение наркоза у ребенка при МРТ целесообразно и оправданно во избежание негативных следствий для детской психики, ведь такая диагностическая процедура часто вызывает у малыша сильный испуг и неприятные эмоции. Также без использования анестезии может быть непредсказуемой реакция маленького пациента на громкие звуки работающего томографа. Если диагностику осуществляют детям до 3 лет, то они очень боятся и отказываются от обследования. Благодаря общему наркозу осуществить процедуру получается быстро и без последствий психического характера.

Бесспорно, при выполнении МРТ под наркозом ни ребенок, ни взрослый теоретически не застрахован от побочных действий анестетиков, однако аллергическая реакция, включая анафилактический шок, может быть следствием индивидуальной непереносимости любого фармакологического препарата.

В отличие от взрослого пациента, для проведения МРТ ребенку под наркозом обычно применяют средства непродолжительного действия. Их преимущество: быстрое достижение медикаментозного сна, короткий период выведения из организма, минимальное влияние на функции ЦНС. Благодаря их кратковременному действию вполне безопасно использовать такие средства для малышей, у которых нервная система сформирована не полностью.

В большинстве случаев при томографии проводится установка ларингеальной маски. Анестезиолог из соседнего помещения осуществляет дистанционный контроль над дыхательной деятельностью и работой сердца. Во время диагностического обследования пациент находится на специальной кушетке. На исследуемую область размещают датчики, фиксирующие сигналы головного мозга, которые впоследствии будут проанализированы радиологом.

Если исследование проходило под наркозом, ребенок останется под контролем врача до возвращения в сознательное состояние и будет наблюдаться не менее 2 часов после процедуры.

После процедуры.

Возможны отголоски действия общей анестезии в течение следующих суток после томографии. У некоторых пациентов наблюдается сонливость и снижение работоспособности. Могут отмечаться перепады настроения

Противопоказания к анестезии

Выполнение МРТ ребенку под наркозом противопоказано в ряде случаев. В числе запретов:
• существенная задержка развития (например: отсутствие глотательного рефлекса);
• выраженный недостаток массы тела;
• нарушение обмена веществ, рахит.
Противопоказаниями к проведению МРТ под наркозом и взрослым, и детям являются:
• острые вирусные и инфекционные заболевания;
• гипертермия неясного генеза;
• острая фаза болезней верхних дыхательных путей;
• приступы бронхиальной астмы;
• обострение неврологических и психиатрических патологий;
• серьезные нарушения функций сердечно-сосудистой системы;
Протокол обследования перед проведением анестезии
-Общий анализ крови (эритроциты, гемоглобин, гематокрит, лейкоцитарная формула, тромбоциты, время свертывания, скорость оседания эритроцитов)
-Общий анализ мочи
-Коагулограмма (по показаниям)
-Электролиты плазмы крови
-Общий белок, белковые фракции
-Мочевина, креатинин крови
-Активность аминотрансфераз
-Глюкоза крови
-ЭКГ, описание
-Эхокардиография (по показаниям)
-Консультации узких специалистов (по показаниям, если есть изменения параклинических данных, проводится по месту жительств, а при отсутствии таковых в районах, специалистами поликлиники ЧОДКБ)
-Консультация педиатра
Уточните перечень исследований: если Вы направлены амбулаторно, Вам необходимо предоставить справку о контакте, бак посевы кала (если планируется наркоз и пребывание ребенка и мамы в комнате пробуждения, расположенном в стационаре)
Диагностика без анестезии
Начиная с 7 летнего возраста, большинство детей, находящиеся в ясном сознании, могут исполнять указания медицинского персонала и самостоятельно фиксировать неподвижное положение. Поэтому во многих случаях МРТ выполняют без применения анестезии. Возможно и желательно присутствие родителей рядом с осматриваемым для удерживания тела в статической позе.

Подготовка к процедуре
1. Вечером накануне обследования стоит уложить малыша спать на 2 часа позже обычного, а разбудить на час раньше.
2. Наркоз при диагностике вводится на голодный желудок.
3. Если томография будет выполняться у грудничка, то его необходимо покормить за 2 часа до процедуры.
4. Если проводят МРТ под наркозом ребенку старше 1 года, то его кормить необходимо не позже за 4 часа до диагностики.
Результаты исследования
Когда процедура позади, то сразу предоставить результат ее проведения невозможно. Врачу необходимо некоторое время для того, чтобы расшифровать полученные данные. Узнать результаты можно будет через 30 минут после диагностики. Выдаются они родителям или лечащему врачу, который и назначил томографию. Если было обнаружено серьезное заболевание, требующее срочного лечения, то диагност сообщает это при первой возможности. Затем родители с ребенком отправляются на прием к своему врачу для уточнения патологии и составления схемы терапии.

Противопоказания и ограничения к проведению МРТ

Абсолютные противопоказания
• установленный кардиостимулятор (изменения магнитного поля могут имитировать сердечный ритм;
• ферромагнитные или электронные имплантаты среднего уха;
• большие металлические имплантаты, ферромагнитные осколки;
• кровоостанавливающие клипсы сосудов головного мозга (риск развития внутримозгового или субарахноидального кровотечения).

Относительные противопоказания
• инсулиновые насосы;
• нервные стимуляторы, неферромагнитные импланты внутреннего уха;
• протезы клапанов сердца (в высоких полях, при подозрении на дисфункцию);
• кровоостанавливающие клипсы (кроме сосудов мозга);
• декомпенсированная сердечная недостаточность;
• беременность;
• клаустрофобия (панические приступы во время нахождения в тоннеле аппарата могут не позволить провести исследование);
• необходимость в физиологическом мониторинге;
• наличие татуировок, выполненных с помощью красителей с содержанием металлических соединений (или время обследования должно быть значительно сокращено); исключение — наличие татуировок, выполненных с помощью красителей на основе соединений титана;
• наличие кохлеарного импланта (содержит металлические части) — протезов внутреннего уха.

Перед обследованием Вам будет необходимо заполнить анкету, с указанием краткой информации о ребенке, о состоянии здоровья, в том числе с целью обнаружения возможных ограничений на исследование.

Кому и когда показано обследование с помощью магнитно-резонансного томографа
Магнитно-резонансная томография со стопроцентной достоверностью сможет подтвердить или опровергнуть опухоли, кисты, кровоизлияния, аневризмы сосудов, очаги демиелинизации, абсцессы и другие жизнеугрожающие состояния головного и спинного мозга.
Исследование гипофиза – актуально при выявлении гормональных патологий. Магнитно-резонансная томография сосудов – используется при подозрении на аномалии сосудистой системы, отвечающей за кровоснабжение головного мозга, а также отток жидкости.
Диагностика патологий глазного яблока – используется при выявлениях нарушений зрения у ребенка.

В кабинете магнитно-резонансной томографии Челябинской областной детской клинической больницы проводится

1. МРТ головного мозга, гипофиза
2. Магнитно-резонансная ангиография (сосуды головного мозга)
3. Магнитно-резонансная ангиография периферических сосудов
4. МРТ рото- и носоглотки
5. МРТ позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцово-копчиковый)
6. МРТ суставов
7. МРТ брюшной полости
8. МРТ забрюшинного пространства
9. МРТ холангиография
10. МРТ малого таза
11. МРТ мягких тканей
12. МРТ орбит
13. МРТ пазух носа
14. МРТ молочных желез
15. МРТ средостения и грудной аорты
16. МРТ сердца

Перечень документов и анализов, необходимых для проведения МРТ и МСКТ исследования под наркозом амбулаторным пациентам:

1. Направление на исследование (+ксерокопия) (Приложение 3/2 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Челябинской области от 27.12.2016 N400-ОМС)
2. Карта развития ребенка (форма 112 у)
3. Паспорт и (или) свидетельство о рождении ребенка (+ксерокопии)
4. Паспорт родителя (ксерокопия)
5. Общий анализ крови (эритроциты, гемоглобин, гематокрит, лейкоцитарная формула, тромбоциты, время свертывания, скорость оседания эритроцитов) (срок 10дней
6. Общий анализ мочи (срок 10дней)
7. Коагулограмма (по показаниям, для пациентов с заболеваниями свертывания)
8. Электролиты плазмы крови (срок 10дней)
9. Общий белок, белковые фракции (срок 10дней)
10. Мочевина, креатинин крови – (срок 10дней)
11. АЛТ, АСТ, билирубин (срок 10дней)
12. Глюкоза крови (срок 10дней)
13. ЭКГ, описание (срок 10дней)
14. Эхокардиография (по показаниям, если есть изменения в кардиограмме)
15. Консультации узких специалистов (по показаниям, если есть изменения параклинических данных, проводится по месту жительств, а при отсутствии таковых в районах, специалистами поликлиники ЧОДКБ)
16. Разрешение педиатра на проведение наркоза (срок 10дней)
17. Бакпосев кала (срок 10дней) ребенку и законному представителю (только на МРТ с наркозом для пребывания в палате пробуждения)
18. Справка о контактах, действующая 3 дня.
19. Для законных представителей – ФОГ за текущий год

При себе иметь: CD-R, DVD-R (для записи пациенту) по желанию
Обязательно иметь при себе результаты всех других проведенных исследований, при повторных МСКТ и МРТ исследованиях обязательно иметь при себе результаты всех предыдущих исследований (томограммы, протоколы)

Пациентам, направленным амбулаторно для проведения исследования под наркозом, необходимо предварительно оформить карту в регистратуре поликлиники ГБУЗ ЧОДКБ для регистрации предоставленной медицинской документации и факта оказания диагностической помощи.

Ребенок должен быть голодным.
Запись на исследование через электронную регистратуру БАРС.

Вопросы МРТ по телефону: 232-78-38
МСКТ по телефону: 232-00-80

При отсутствии соответствующих документов, лабораторной и консультативной подготовки проведение исследования под наркозом невозможно!

Всемирный День здоровья.

Всемирный День здоровья отмечается ежегодно 7 апреля и посвящается одной из актуальных проблем здравоохранения всего мира. Темой этого года был выбран сахарный диабет. И это сделано не случайно, поскольку эпидемия диабета стремительно разрастается и становится одной из самых актуальных медико-социальных проблем в мире.

Cахарный диабет


Что съесть на завтра

Как надо кормить ребёнка, чтобы не раскормить? Какие продукты обязательны в рационе, а какие детям нельзя? Наши специалисты - о правильном меню для малыша.

Любой, даже самый маленький человечек, зависим от внешних факторов. Генетика - только 20 % здоровья. Остальное - это образ жизни и питание.

Дмитрий Сорокин, заведующий отделением гастроэнтерологии Челябинской областной детской больницы:

- Если мы не отладим питание, ребенка не вылечим. Все мероприятия начинаем с правильного, диетического питания. Не забывайте, что детский организм требует более калорийной пищи, насыщенной белками и витаминами.

Основной источник белка - молочные продукты. Так что пусть малыш налегает на творог, кефир, простоквашу и йогурты. Они спасительны для микрофлоры кишечника, повышают аппетит. Куриные яйца также полезны. Но малышу до года следует давать только желток, белок может вызвать аллергию. Вареный желток лучше растереть и добавить в кашу.

И главное – не делайте из ребенка вегетарианца! Запомните, мясо необходимо! В особенности говядина, нежирная свинина, телятина, мясо курицы, индейки и кролика.
И главное – не делайте из ребенка вегетарианца! Запомните, мясо необходимо! В особенности говядина, нежирная свинина, телятина, мясо курицы, индейки и кролика.

Дмитрий Сорокин, заведующий отделением гастроэнтерологии Челябинской областной детской больницы:

- Питание должно быть 5-разовым, желательно еще два перекуса. В идеале - 7-разовое питание. Причем, важное правило: основной прием пищи приходится на первую половину дня: завтрак- 25%, обед-50% и еще 25% - на полдник и ужин.

Залог здоровья - питательный завтрак. Он «подзаряжает» организм энергией. Полезный завтрак - это каша: геркулесовая, рисовая, манная.

А вот на ужин – что-нибудь легкое. И обязательно за несколько часов до сна! Иначе мылыш будет капризничать, беспокойно засыпать.

И еще. Любящим родителям важно запомнить: никакого принуждения! никакого откармливания! Если отказывается есть – значит организм не испытывает потребности. Если малыш не хочет чего-то конкретного – значит, этот продукт ему не нужен!

Что категорически запрещено? Ограничивать, наказывать за еду, говорить, «если не съешь, останешься без игрушки, прогулки или мультиков». Лучше придумайте, как забавнее оформить блюдо. А еще правильнее, приготовить что-то эдакое вместе с ребенком. Сделанное своими руками съедается гораздо быстрее!

Боль в животе - признак того, что печень не справляется с работой. Из меню немедленно исключите все жареное, соленое и острое. Улучшит вкус блюд лавровый лист или ароматный корень петрушки.

Если расстройство пищеварения – откажитесь от черного хлеба, капусты и свеклы. Они усиливают брожение в кишечнике. Предложите ребенку сухарики, рис, жидкие каши. Особое внимание уделите питьевому режиму: при рвоте, поносах происходит обезвоживание организма. Восстановиться поможет морс или компот из сухофруктов. Только давайте питье небольшими порциями: грудничкам - по чайной ложке, детям постарше – по две-три ложки, но как можно чаще.

Избрав тактику «не навязывания» еды, нужно помнить главное правило – как можно меньше сладостей и другой вредной «вкуснятины». Не мешайте ребенку быть здоровым!

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА - 7 ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ» (из книги В. Леви «Нестандартный ребенок»)

1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.

3. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.

7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так! Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

Плоскостопие: мифы и правда о «взрослой» болезни

Всякий младенец - образец плоскостопия. Но у некоторых детей нога так и не развивается. Почему? Как распознать и вылечить болезнь? И что значит «правильная» обувь?

Стопа младенца практически плоская. Такой она остается до трех лет. Выемку маскирует жировая подушечка. Мышцы и связки у малышей также еще слабы. Но со временем стопа меняется: ее средняя часть поднимается вверх, образуется изгиб. Это - амортизатор скелета при ходьбе, беге и прыжках.

Самый простой способ определить плоскостопие - обмакнуть ножку в гуашь и поставить на лист бумаги. Какой получился отпечаток? Если след в форме «боба» – можно не переживать. У здоровых деток так быть и должно: свод стопы немного приподнят. А вот это уже тревожный звоночек - стопа отпечаталась целиком. Ну, а если ребенок еще и устает при ходьбе – срочно идите к врачу-ортопеду.

Окончательно свод формируется к 12 годам. До этого возраста стопа недоразвита, с признаками плоскостопия. А значит, серьезного отклонения в развитии нет.
Косвенные признаки плоскостопия: ребенок при ходьбе выворачивает носки наружу, то есть косолапит или наступает на внутренний край стопы.

Окончательно свод формируется к 12 годам. До этого возраста стопа недоразвита, с признаками плоскостопия. А значит, серьезного отклонения в развитии нет.

Александр Семенов, врач травматолог-ортопед:

– Ребенку только исполнился год, а мамы тревожатся, жалуются на плоскую стопу у ребенка. Врач должен объяснить родителям, что это физиологическое плоскостопие, которое не требует лечения. Кроме того, существует «мобильное плоскостопие». Оно появляется у детей в 5-6 лет. Как его определить? В обычном положении стопа кажется плоской, но если ребенка посадить или поставить на цыпочки, мы увидим, что своды есть. И третье понятие – непосредственно плоскостопие – когда своды не появляются ни сидя, ни лежа, ни на цыпочках. Вот это уже болезнь, которую придется лечить.

Что делать, если диагноз «плоскостопие» подтвердился? Врачи рекомендуют лечебную физкультуру, массаж и специальную обувь. Точно по размеру, из натуральных материалов, обязательно с четкой фиксацией на ноге, и, конечно, с небольшим каблучком.

Запомните, обувь может как помочь, так и навредить. Если жесткий задник высокий, он заблокирует работу голеностопного сустава.

Обувь может как помочь, так и навредить ногам ребенка.
Александр Семенов, врач травматолог-ортопед:

– Нужна анатомически правильная обувь – профилактическая, в отличие от ортопедической. Разница – в высоте запятника, при банальном уплощении достаточно анатомически правильной обуви.

Характеристики анатомически правильной обуви:

жесткий задник, который хорошо фиксирует ножку малыша;
круглые мыски;
рессорный супинатор;
гибкая в середине подошва – в том месте, где анатомически сгибается нога.
Кроме специальной обуви при плоскостопии помогут ортопедические стельки. Если ребенок жалуется на боль при ходьбе, супинаторы необходимы. Однако назначить их может лишь врач – после осмотра.

Александр Семенов, врач травматолог-ортопед:

– Для профилактики плоскостопия необходимо раз в год показывать ребенка ортопеду. А также делать специальные оздоровительные упражнения. Заставляйте малыша ходить на пяточках и носочках. Если ребенку уже исполнилось 6 лет, у него плоская стопа, которая его особо не беспокоит, требуется анатомически правильная обувь. Кроме того, можно посоветовать ортопедические стельки, которые вставляются в обувь с жестким запятником.

Итак, повторим главные тезисы:

1.​ До 5-6 лет плоскостопие не считается болезнью. Стопа только формируется.

2.​ Мышцы, связки, своды стоп надо укреплять. Для этого малыш должен много двигаться, особенно по неровным поверхностям. Варианты самые разные: песок, галька, газон, горки и шведские стенки, наконец, специальные ортопедические коврики.

Главное, не переоценивайте возможности своего малыша, учитывайте его индивидуальные возможности. И тогда он будет здоров и счастлив!

Лечим кашель правильно

Лающий, надсадный, затяжной, глухой, горловой… И это все о кашле! Как лечить детский кашель? Чем кормить и поить? Как делать ингаляции?

Если малыш начал покашливать, значит, его организм атакуют опасные вирусы. Носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие - вот путь наступления инфекции. Детскому организму трудно остановить агрессоров, и они быстро спускаются вниз, к легким. Поэтому небольшой насморк может трансформироваться в кашель, затем в трахеит, бронхит и даже пневмонию.

- Наша задача - нейтрализовать инфекцию, то есть снять воспаление, - говорит Елена Синицына, врач-педиатр, пульмонолог Челябинской областной детской клинической больницы. – И перевести кашель из сухого во влажный. При разном характере кашля, конечно, мы назначаем разное лечение, да и сам характер кашля меняется в течение болезни: начинается с сухого кашля, затем он становится более надсадным, затем переходит во влажный. Ларингит отличается тем, что есть осиплость голоса, сухое покашливание. Чем он страшен? Может произойти отек гортани, и тогда необходима экстренная помощь.
Что же делать? Во время приступов кашля усадить малыша, подложить под спину подушку. Поить ребенка как можно чаще, питье должно быть теплым, а не горячим. Подойдут морсы, травяные чаи.

Проверенное народное средство: теплое молоко, мед и минеральная вода, но предварительно нужно все-таки убедиться, что у ребенка нет на них аллергии. Замешивать этот коктейль непосредственно перед тем, как предложить малышу.

Еще одно важное правило: ничего острого, кислого или соленого в детском меню. Все блюда должны быть нейтральными, чтобы дополнительно не раздражать слизистую.

Детям постарше при резком, сухом, лающем кашле врач обычно назначает препараты на основе термопсиса, алтея. Хорошо полоскать горло отварами шалфея, зверобоя, мать-мачехи. И делать ингаляции, но при этом важно строго соблюдать правила, рассказываем какие.

- Дома можно пользоваться и компрессорными, и лазерными ингаляторами,- советует эксперт. - Но мы не рекомендуем использовать масляные растворы, травы, ведь неизвестно, как отреагирует на них организм, не вызовет ли это ухудшений, аллергической реакции. Лучше всего делать ингаляции с физраствором, это давно признанный способ облегчить течение болезни: такие ингаляции увлажняют слизистую оболочку, улучшают отхождение мокроты, помогают перевести кашель из сухого во влажный, это главная задача при лечении кашля, и таким образом ускорить процесс выздоровления. Ингаляции с физраствором можно проводить детям любого возраста, даже новорожденным. И физраствор можно использовать как самостоятельно, так и в качестве основы для разведения ингаляционных смесей, с растворенными в нем лекарствами - муколитиками- которые назначает врач.
Ингаляции нельзя проводить малышу во сне: все лекарство останется у него во рту, не дойдет до легких.

Прогулки малышу нужны, если у него, конечно, нет температуры: свежий воздух вентилирует дыхательные пути, но холодный воздух может лишь усугубить проблему. Поэтому идеальное время для прогулок - тихий солнечный день. Если температура ниже +5 градусов, или на улице влажно, или дует ветер, лучше остаться дома. Время прогулки регламентировано - не больше 20 минут, при этом старайтесь, чтобы малыш и не бегал, и не сидел на месте, иначе кашель только усилится.

Если после простуды или гриппа кашель не проходит еще в течение недели, особенно если вдох и выдох сопровождаются свистом и хрипами, обязательно нужно, чтобы ребенка послушал врач и исключил вероятность воспаления легких.

Памятка по гриппу

Во многих территориях  Челябинской области отмечен рост заболеваемости ОРВИ.

Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих.

Одни болеют гриппом несколько дней, а другие дольше и с тяжёлыми осложнениями. Всего существует три типа вируса гриппа, которым свойственна бесконечная изменчивость, при этом защитить себя от гриппа и его последствий — в силах каждого.

 Памятка по гриппу

И дольше суток длится боль

Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце. Но периодическая головная боль, особенно резкая – это опасный симптом. Итак, будьте внимательны!

Где болит? Где-то от бровей до затылка. Как? Неприятные ощущения. Что испытывает ребенок? Усталость, нарушение сна.

Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

- Выяснить жалобы у детей - это целое искусство, особенно если они еще не умеют говорить. Мы ориентируемся на микропризнаки: ребенок быстро устает, часто прикладывается к маме головкой. Если на этом фоне появляется беспричинная рвота, то, как правило, ситуация серьезная, нужно обратиться к неврологу.

Настоящая головная боль, в прямом и переносном смысле – это школа. Если в младших классах на нее жалуется каждый пятый, к старшим классам - почти 85% учеников. Она отличается от «взрослой»: приступы короче, боль, как правило, двухсторонняя, часто сопровождается резями в животе.

Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

- Головная боль появляется у детей школьного возраста, первый всплеск - в 7-8 лет, когда дети идут в школу. Это связано с напряжением, повышенными нагрузками, новым образом жизни, изменением режима. Вторая группа - дети-подростки. У них головная боль связана с гормональными изменениями и вредными привычками, прежде всего, компьютерными играми.

Самая частая – головная боль напряжения. Ее причина – обычный стресс. Психическое перенапряжение сопровождается сокращением мышц головы и сосудов. Ощущение такое, как будто надели тяжелый шлем. Голову сжимает и сдавливает.

Бывает и так: ребенок неудобно сидит за столом, голова по отношению к телу занимает неправильное положение. К чему приводит? Нарушается кровообращение мозга. Тогда голова болит в лобной и затылочной области.

Источником боли могут стать аденоиды, насморк, а также проблемы со зрением. Например, если очки у ребенка подобраны неправильно.

Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

– Для каждой головной боли существует определенный перечень характеристик: время возникновения, характер боли, интенсивность. Одно дело, если ребенок сказал, что болит голова и побежал играть в футбол, другое – выключил телевизор и свет, сам лег спать.

При общении с врачом будьте готовы ответить на вопросы:

Как давно появилась боль?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лоб, виски)?
Какая она по силе (интенсивная, легкая, средняя)?
Сколько длится приступ по времени?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Что вызывает головную боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Денис Смирнов, врач-невролог, заведующий отделением нейрофизиологи ЧОДКБ:

– Невролог обязательно выяснит: как ребенок учится, какие у него реальные успехи. Иногда боль возникает на фоне стремления к совершенству. Случается, что причиной недуга становится увлечение компьютером.

Как лечить боль? Острый приступ снимают лекарства. Самостоятельно ребенку можно дать только один препарат – ибупрофен. Подросткам – таблетку, малышам – суспензию или свечи «Нурофен». Доза препарата зависит от веса (расчет дозы: на 1 кг веса – 5 миллиграмм препарата).

Профилактика – препараты-ноотропы, которые улучшают питание головного мозга. Но самое эффективное – правильный распорядок дня, спокойный сон, прогулки и положительные эмоции.

Ходунки и прыгунки: друзья или враги?

Что думают о них челябинские ортопеды: плюсы и минусы популярных приспособлений. Как не навредить малышу? Правила безопасности

В СССР их сняли с производства: было установлено, что они закрепляют неправильное положение стоп и тазобедренных суставов. В Канаде их изъяли из продажи: якобы для малышей они представляют серьезную опасность. Но спустя полвека они снова завоевывают мир. Ходунки и прыгунки, яркие, забавные, такие удобные.... Друзья или враги вашему малышу?

Здоровье и развитие малыша напрямую зависит от того, как много и разнообразно он двигается, и какие эмоции при этом испытывает. Лучше всего — на руках у мамы: можно вертеть головой, трогать ручкой, пробовать на зуб.... Но, увы, руки маме нужны для массы других дел. И кажется удачным решение купить специальное приспособление, которое и маму освободит, и ребенка развлечет. Так в доме появляются ходунки.

Детские ходунки — устройство, которое позволяет малышу передвигаться без родительской помощи. Это рама на колесах, внутри которой укреплено специальное «седло» для ребенка. Ребенок сидит в этом седле и ездит по квартире, отталкиваясь ногами от пола.

— У ходунков есть свои плюсы и минусы, — утверждает Александр Семенов, врач травматолог-ортопед ЧДОКБ.- Плюсы в основном есть для мамы: у нее свободны руки, она отдыхает от малыша. А для ребенка все-таки больше минусов — постановка в ходунки влияет на постановку ноги, ребенок в ходунках отказывается ходить самостоятельно, не учится ползать, ему и без того комфортно, ходунки его поддерживают. Но с медицинской точки зрения это неправильно.
Итак, с одной стороны, ходунки открывают малышу новый мир, переводят из горизонтального положения в вертикальное, что, конечно, положительно сказывается на его интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ходунки удовлетворяют потребность ребенка в движении и при этом не позволяют дотягиваться до опасных предметов, защищают от острых углов и падений. Но в этих плюсах скрыты и минусы: не научившись правильно падать, малыш не научится группироваться при падении, защищать голову от удара. Не учится он и осторожности, потому что не ощущает боли, налетев на стенку или на угол. В будущем эти «неумения» могут привести к серьезным травмам. Ходунки отрицательно влияют и на функцию мозжечка: привыкая к опоре, малыш не учится держать равновесие. И когда потом начинает ходить самостоятельно, частенько заваливается и падает. Наконец, длительная нагрузка на неокрепшие ножки может привести к их деформации, а перенапряжение мышц спины — постоянное вертикальное положение и невозможность самостоятельно его менять — к искривлению позвоночника.

— Когда родители долго держат ребенка в ходунках, он начинает ходить на носочках, а это неправильное положение стопы,- отмечает эксперт.- Поэтому, если родители хотят поставить малыша в ходунки, им нужно помнить, что ходунки можно использовать с 6 месяцев, причем к этому моменту ребенок должен самостоятельно сидеть и держать спинку. Время, которое можно провести в ходунках без вреда для здоровья малыша-в среднем до 40-60 минут в сутки. И конечно, приучать к ходункам ребенка нужно постепенно, начиная с 3-5 минут.
В ходунках не теряйте малыша из вида. Ходунки могут застрять в дверном проеме, а при переходе с одного напольного покрытия на другое, например, с линолеума на ковер, конструкция может перевернуться вместе с малышом. И это гораздо опаснее, чем если бы ребенок упал сам. Между прочим, ребенок способен развивать в ходунках приличную скорость: до 10 км/час! Поэтому к выбору ходунков нужно отнестись очень серьезно.

Идеальные ходунки имеют широкое, устойчивое основание и много колес по периметру, глубокое, широкое сидение с мягким внутренним бампером и высокой жесткой спинкой. Также есть возможность регулировать высоту сидения по росту ребенка.

Еще одно популярное приспособление — прыгунки.

Детские прыгунки- специальное сидение, похожее на рюкзачок-кенгуру, с высокой грудкой, спинкой и пружинящими ремнями. Обычно прыгунки подвешивают в дверном проеме. Малыш висит, касаясь стопами пола, и отталкиваясь ножками, может подпрыгивать на несколько сантиметров.

— К прыгункам у меня более лояльное отношение, — признается Александр Семенов,- это устройство также разгружает маму, но при этом плюсы есть и для самого малыша: прыгунки стимулируют координацию, ребенок в них может отталкиваться от пола, прыгать, поворачиваться, и при этом испытывать много положительных эмоций.

Итак, прыгунки развивают мышцы ног, стимулируют вестибулярный аппарат. Понять, дорос ли до них малыш, несложно. Поставьте ребенка на твердую поверхность, удерживайте под мышки. Если малыш начинает активно отталкиваться от этой поверхности, сгибать-выпрямлять ножки, а происходит это обычно месяца в 4-5, значит, можно знакомить с прыгунками и 15-20 минут жить в свое удовольствие. Претензии к прыгункам практически те же самые: нарушения мышечного тонуса, сдавливание промежности при неправильном подборе конструкции. Кроме того, в прыгунках ребенок отталкивается от пола сразу двумя ногами, и потом, начиная ходить самостоятельно, пытается делать то же самое. И часто падает.

При выборе прыгунков обратите внимание на сидение: оно должно быть глубоким, в идеале фиксировать ребенка до подмышек, иметь жесткую ортопедическую спинку. «Прыжковые» возможности зависят от вида ремней, которые крепятся к сиденью. Оптимальный вариант — ремни соединены с пружиной, регулируются по длине.

Несмотря на все минусы, ходунки и прыгунки нравятся и маме, и малышу — это интересная новая игрушка, с помощью которой можно изучать мир. Главное держать ребенка в поле зрения, соблюдать технику безопасности и следить за временем. Но главным критерием продолжительности использования ходунков и прыгунков должно быть настроение малыша. Если он устал, закапризничал, значит, пора переходить к другим занятиям.